Замена хладагентов
в действующем оборудовании.
В.В. Шишов. Гл. инженер компании "Фармина",
Академик Международной Академии Холода
(см. журнал "Холодильная техника" №5, 2006 г.)
Замена хладагента и масла (ретрофит) является трудоемкой операцией,
проблемной прежде всего с экономической точки зрения (сохранение
мощностей и энергетических параметров в объемных компрессорах не
создает сложностей, так как у альтернативных хладагентов теплофизические
свойства близки). Ретрофит рентабелен для оборудования, находящегося
в абсолютно удовлетворительном состоянии, возраст которого не превышает
половины срока службы, обычно составляющего около 15 лет (исходя
из этого утверждения, замена R12 стала менее актуальной). При ретрофите
должны быть заменены некоторые элементы системы: фильтр - осушитель
(необходима совместимость фильтра с новыми хладагентами, т.е. наполнитель
типа "молекулярное сито") и терморегулирующий вентиль
(если прежний невозможно отрегулировать). В случае использования
капилляра мнения специалистов расходятся. Одни утверждают, что необходимо
изменять длину капилляра (заменять хлорсодержащие хладагенты на
R134a в герметичных установках с капиллярными трубками не рекомендуется),
другие доказывают приемлемость эксплуатации с существующим капилляром.
После удаления хладагента и масла гидравлический контур несколько
раз промывается от остатков старого масла и других посторонних включений
растворителем R141b (при сливе масла через всасывающий или операционный
патрубки в компрессоре остается 8-15% от исходного количества масла).
Допускаемое в настоящее время остаточное количество масла составляет
1-2%, некоторые источники допускают 4%. Однако существуют инструкции,
в которых при замене полиэфирного масла в новых спиральных компрессорах
на минеральное рекомендуют тщательно удалить полиэфирное масло из
всасывающего и нагнетательного портов и затем залить минеральное;
заполнить сухим азотом под давлением 1 бар, установить заглушки
на патрубки, после чего компрессор готов к эксплуатации. Некоторые
механики, чтобы себя обезопасить, промывают компрессор 1-2 раза
новым маслом.
После тщательной очистки компрессора от минерального масла картер
заполняют рекомендованной разработчиком маркой полиэфирного масла.
Затем на некоторое время запуска ют установку на первоначальном
хладагенте (ПХА) и снова опорожняют ее.
Так следует поступить несколько раз, повторяя циклы "работа
– слив – заправка ПХА" до тех пор, пока остаточное содержание
минерального масла не снизится до приемлемой величины.
Затем установку тщательно очищают от ПХА, после чего можно заменять
ТРВ и фильтр - осушитель. Потом вакуумируют контур до давления 4
Па, заправляют компрессор полиэфирным маслом, новым хладагентом
и запускают установку (остатки ПХА в контуре не должны превышать
200 ррm).
При удалении остатков первоначального хладагента вакуумирование
производят до 300…500 Па (иногда предъявляются требования
достижения 30 Па) и до 1,5…4 Па для удаления адсорбированной
влажности (продолжительность последней операции составляет минимально
2ч). Температура окружающей среды при вакуумировании должна быть
выше 15 °С.
Компания Danfoss описывает ретрофит в своем "Руководстве для
монтажников" и в "Технической информации 14 марта 2002
г. Руководство по заправке систем охлаждения с герметичными поршневыми
и спиральными компрессорами типа Maneurop и Performer
при переходе на новые хладагенты".
|