Системы "свободного
охлаждения" (Free Сooling).
В.В. Шишов, главный инженер компании "Фармина",
М.Ю. Клоков, менеджер продаж компании AHI CARRIER
(см. журнал "С.О.К." №9, 2006 г.)
Охлаждая помещение при температуре наружного воздуха ниже +10
°С, можно отказаться от искусственных методов получения холода,
используя естественный переход теплоты с высокого температурного
уровня на более низкий. Реализовать его на практике можно разными
способами, например, использованием приточной вентиляции: температура
в помещении регулируется изменением количества подаваемого воздуха
(можно решить многие задачи с помощью тепло - и тепло - массообменных
вентиляционных блоков).
Широкое распространение получили энергосберегающие холодильные
системы, использующие в зимний период контур с промежуточным хладоносителем
(ПХ). Перенос теплоты осуществляется жидкостью, охлаждаемой в теплообменнике,
расположенном на улице. Во избежание замерзания воды в тонких трубках
воздушного теплообменника (при отрицательных температурах наружного
воздуха) в условиях России в качестве ПХ применяются растворы этиленгликоля
(ЭГ). Это охлаждение с легкой руки фирмы "Libert" называют
"свободным", или часто "экономным". Энергия
расходуется только на привод насосов и вентиляторов, при этом увеличивается
долговечность и надежность всей установки. Холодильные машины (ХМ)
с опцией "свободного охлаждения" (СО) представлены в модельном
ряду многих производителей.
СО применяется в холодное время года для поддержания в охлаждаемых
объектах плюсовых температур (выставочные, спортивные залы, казино,
боулинг - клубы, серверные, помещения с телекоммуникационным оборудованием,
с интенсивным освещением, хранилища фруктов и овощей), для соблюдения
пивных технологий, технологий созревания сыров, в кондитерской,
винодельческой промышленностях и проведения различных технологических
процессов.
Работоспособность в суровых климатических условиях очень важна
при выборе ХМ (в том числе кондиционеров), выход которых из строя
может порою привести к материальным потерям, превосходящим стоимость
оборудования. Применение местных обогревов картеров компрессоров,
дренажных трубок; установка компрессоров во внутренних блоках, размещение
внешних блоков в технических помещениях не могут решить всех проблем.
Современный уровень автоматизации, широкое применение пластинчатых
теплообменников, позволяющих сократить разницу температур между
хладагентом и ПХ до 3…4 К, использование в холодную погоду
СО позволяют, с полной уверенностью, сказать о возрождении систем
"рассольного" охлаждения, которые имеют значительные эксплутационные
преимущества:
- автоматизация холодильных установок такого типа не представляет
особых сложностей;
- за счет рационального комбинирования узлов системы можно значительно
уменьшить объем холодильной установки, заполненной хладагентом.
При этом повышается экологическая безопасность системы и сокращаются
затраты при высокой цене новых хладагентов;
- уменьшаются размеры магистралей, количество швов на холодильных
трубопроводах; облегчается поиск утечек, меньше окислов в системе
после монтажа, надежнее возврат масла в картер компрессора;
- упрощается эксплуатация холодильных установок при использовании
в качестве хладагентов зеотропных смесей.
СО с ПХ позволяет отключать в холодное время года контур с хладагентом.
Использование "нулевого" закона термодинамики вместо второго
приводит не только к весомой экономии электроэнергии и увеличению
ресурса работы компрессора, но и упрощает обслуживание установки.
На рис.1 показаны часто применяющиеся схемы СО для круглогодичного
охлаждения помещений с плюсовыми рабочими температурами [1]. Контур
с хладагентом ограничен пунктирной линией и состоит из стандартного
перечня компонентов: компрессора (КМ), конденсатора (КД), регулирующего
вентиля (РВ) и испарителя (И) (может включать в себя дополнительные
устройства, оптимизирующие его работу). Когда температура окружающей
среды выше температуры охлаждаемого объекта работает холодильный
контур (вентили ВН1, ВН2 - открыты, ВН3, ВН4 закрыты). При понижении
температуры окружающей среды ниже приблизительно 1°С контур
с хладагентом отключается и промежуточный теплоноситель охлаждается
в теплообменнике ТО2 (ВН1, ВН2 закрыты, ВН3, ВН4 открыты), расположенном
на улице.
Рис.1. Принципиальные схемы систем СО с ПХ: а – ПХ
в конденсаторе (система с "драйкулером"); б - ПХ в испарителе
(система с "фрирегистром")
В кожухотрубных теплообменниках разница между температурой фазового
перехода хладагента и температурой ПХ составляет около 6 К. Дополнительные
потери холодопроизводительности достигают 23 % для систем с ПХ в
испарителе и 7 % для ПХ в конденсаторе (при температуре кипения
t0 = + 5 °С и конденсации tк = + 45 °С) по сравнению с системами
непосредственного охлаждения. Применение эффективных пластинчатых
теплообменников позволяет сократить величину недорекуперации до
3 К, поэтому в СО с пластинчатым теплообменником потеря холодопроизводительности
составляет величину 12 % и 3 % соответственно. Как показала практика,
неизбежное увеличение гидропотерь в пластинчатых теплообменниках
не приводит к заметным изменениям эффективности циклов. С другой
стороны их применение значительно улучшает массогабаритные и эксплуатационные
характеристики системы.
Рис.2. Выигрыш в потреблении электроэнергии за один
год при использовании СО с ПХ
На рис. 2 видно, что применение СО с пластинчатым теплообменником
становится в один ряд с самыми экономными способами охлаждения.
Особую выгоду сулит применение систем СО в странах с умеренным и
холодным климатом.
В последнее время появились чиллеры, укомплектованные системой
"Free Cooling" на заводе-изготовителе (дополнительный
трубчато-ребристый теплообменник СО расположен непосредственно на
раме ХМ сверху или под основным фреоновым конденсатором), таким
образом от Заказчика не требуется проведения каких-либо мероприятий
для организации системы СО.
Рис.3. Схема системы СО с ПХ в испарителе при плавном
отключении и включении холодильной машины ("смешанное"
охлаждение)
Схема установки, работающей в режиме СО с плавным отключением и
включением ХМ ("смешанное" охлаждение), представлена на
рис.3 [2]. В обычном режиме работы вода, возвращающаяся от "потребителя",
подается насосом (8) в теплообменник (9), где обменивается теплотой
с ЭГ. В свою очередь ЭГ через пропорциональный трехходовой клапан
(2) подается циркуляционным насосом (3) в испаритель (5), в котором
он охлаждается, отдавая теплоту кипящему фреону. Когда температура
наружного воздуха становится ниже температуры ЭГ, поступающего в
ХМ, трехходовой клапан (2), управляемый контроллером, направляет
часть ЭГ в теплообменник СО (1), при этом положение трехходового
клапана выбирается на основании показаний трех параметров: температур
окружающего воздуха, конденсации и ЭГ на выходе из ХМ. Как только
температура окружающего воздуха становится достаточно низкой, компрессоры
выключаются и температура ЭГ поддерживается изменением расхода воздуха
через теплообменник СО (1), обеспечивая снятие всей тепловой нагрузки.
Если температура окружающего воздуха повышается, и мощности СО становится
недостаточно для снятия тепловой нагрузки, контроллер ХМ, параллельно
к работающей системе СО, подключает фреоновый холодильный контур.
При дальнейшем росте температуры окружающего воздуха автоматика
выводит из процесса теплообменник СО, а поддержание заданной температуры
выходящего ЭГ полностью возлагается на фреоновый холодильный контур.
Снижение затрат электроэнергии при СО зависит от климатической
зоны: в странах Центральной Европы экономия составляет до 30 %.
Кроме того, режим СО увеличивает срок службы компрессоров на 40…50
%.
Добавление контура ПХ и соответствующей автоматики приводит к усложнению
ХМ и к увеличению ее стоимости (при лавинообразном росте стоимости
цветных металлов - стоимость меди за три года выросла в 4 раза –
трубчато - ребристый теплообменник становится одним из самых дорогостоящих
элементов ХМ). Срок окупаемости ХМ с режимом СО для России составляет
2…4 года и зависит от региона установки оборудования и его
мощности. В современных ХМ режим СО включается уже при разнице в
2 К между температурами обратного ЭГ и окружающего воздуха.
Такая схема СО с ПХ имеет свои недостатки: применение ЭГ при круглогодичной
эксплуатации системы зачастую ведет к увеличению типоразмера чиллера
и дополнительным затратам на ЭГ, увеличению сопротивления гидравлического
контура, а следовательно, мощности циркуляционных насосов и сопутствующей
арматуры; увеличению массы и размеров чиллера; уменьшению эффективности
из-за увеличения энергопотребления вентиляторов (двойной теплообменник
— двойное сопротивление движению воздуха), ухудшению шумовых характеристик
по той же причине (более мощные вентиляторы).
Преимущества СО с ПХ по сравнению с работой классической ХМ очевидны:
энергосбережение, снижение тепловыделений в окружающую среду, сокращение
времени работы, но не сроков эксплуатации, холодильных компрессоров.
В последнее время появились системы СО, в которых теплота в холодное
время года переносится хладагентом в холодильном контуре (компрессор
не работает) – фреоновое свободное охлаждение (ФСО). Эта задача
реализована компанией TRANE на ХМ серии CenTraVac [3]. Данная серия
представляет собой водоохлаждаемые ХМ на базе центробежных компрессоров
с кожухотрубными испарителем и конденсатором. В чиллерах "TRANE
CenTraVac" (хладагент - R 123) используется ФСО. Источником
холода, как и везде в СО, при остановленном компрессоре является
наружный воздух. Теплота в окружающую среду отводится от ЭГ конденсатора
1 (рис.4), проходящего по трубкам 2, который затем подается насосом
в охлаждающий теплообменник, расположенный на улице. При работе
ХМ в режиме ФСО необходимо в конденсаторе 1 поддерживать температуру
R 123 не выше 12°С (- 0,4 бар), а в испарителе – более высокую
температуру 13°С (- 0,35 бар). Благодаря разности давлений хладагента
в испарителе и конденсаторе, по обводному трубопроводу 6 пары R
123 будут подниматься в верхнюю часть конденсатора 1. При контакте
с холодной поверхностью трубок 2, по которой проходит охлажденный
потоком холодного наружного воздуха ЭГ, R 123 будет конденсироваться.
Жидкий хладагент собирается в нижней части конденсатора 1 и по обводному
трубопроводу 3 стекает в нижнюю часть испарителя 4.
Рис.4. Упрощенная схема (не показаны компрессор и др.
элементы) реализации режима ФСО в турбокомпрессорных ХМ с кожухотрубными
испарителем и конденсатором фирмы TRANE
1 – кожухотрубный конденсатор; 2 – трубки с охлаждающим ЭГ; 3 –
трубопровод для стекания охлажденного жидкого хладагента R123; 4
– кожухотрубный испаритель; 5 – трубки с охлаждаемой водой; 6 –
трубопровод для перемещения вверх паров хладагента
При температуре наружного воздуха соответствующей температуре конденсации
12°С, автоматический блок переводит ХМ в режим ФСО. Автоматически
останавливается приводной электродвигатель турбокомпрессора и открываются
клапаны на обводных трубопроводах 3 и 6 при этом холодопроизводительность
составляет до 40% от паспортного режима.
Оригинальное решение ФСО было реализовано компанией CARRIER на
ХМ серий 30RB (спиральные компрессоры – R410А) [4] и 30XA.(винтовой
компрессор – R134а) (рис. 5) [5]. В системе применен принцип термосифона:
газообразный хладагент из относительно теплой зоны (испаритель)
перемещается в относительно холодную зону (конденсатор) в обход
компрессора через открытый обратный клапан, перенося теплоту.
Рис.5. Схема системы ФСО фирмы Carrier
Работа вентиляторов повышает интенсивность этого процесса. Только
небольшой циркуляционный насос для жидкого хладагента и теплообменная
поверхность ребер конденсатора поддерживают этот процесс (при отключенном
компрессоре в качестве жидкости, переносящей теплоту от испарителя
к конденсатору, используется фреон). Для реализации этой схемы СО
в традиционную схему ХМ были добавлены лишь два обратных клапана
и фреоновый насос. Таким образом, обеспечены следующие преимущества
ФСО перед традиционными системами СО с ПХ:
- отпадает необходимость в применении градирни, дополнительного
теплообменника т.к. для реализации режима ФСО применяется штатный
конденсатор ХМ;
- гидравлическое сопротивление системы ниже по сравнению со случаем,
когда последовательно к испарителю включается дополнительный теплообменник
СО, т.е. нет необходимости переразмеривать циркуляционный насос;
-массогабаритные характеристики ХМ близки к стандартным, в отличие
от машин с дополнительным теплообменником, где масса установки может
увеличиться на 25…30%;
- на машинах, оснащенных ФСО, применяются стандартные вентиляторы
охлаждения конденсатора, поэтому показатели шумности и энергоэффективности
остаются неизменными;
- все элементы ФСО монтируются на раму чиллера на заводе-изготовителе,
поэтому нет необходимости в проведении дополнительных мероприятий
для реализации режима СО;
- в умеренных климатических зонах можно отказаться от применения
ЭГ, т.к. испаритель ХМ оснащен защитой от замораживания. В случае
применения воды в качестве вторичного хладоносителя нет необходимости
в применении таких элементов системы как промежуточный теплообменник
с сопутствующей арматурой.
Список литературы:
1. Шишов В.В., Шибаев С.С. Cистемы с промежуточным теплоносителем
для СКВ: новый подход к традиционным решениям// Холодильная техника.
1998. №11.
2. Карпов А. А., компания АЕРМЕК. Cистемы свободного холода
3. Кокорин О.Я., Левин И.А. Применение турбохолодильных машин в
режимах "свободного охлаждения" (Free Сooling)// Холодильная
техника. 2005. №3.
4. Шишов В.В., Клоков М.Ю. Чиллеры большой производительности на
R 410A// СОК. 2005. №3.
5. Каталоги фирмы Carrier. |