Особенности смазки фреоновых холодильных компрессоров
В.В. Шишов, главный инженер группы компаний "Фармина"
(см. журнал "Холодильная техника" №3, 2008 г.)
Поскольку подавляющее большинство холодильных компрессоров смазывается маслом
(на сегодняшний день известны без смазки турбокомпрессоры на магнитных
подшипниках и с подшипниками на газовых опорах), то в реальной
холодильной установке находятся два вещества, без которых она не может
существовать: хладагент, являющийся энергоносителем, и масло,
обеспечивающее бесперебойную работу многочисленных пар трения
компрессора.
Появление в 30 - х годах прошлого века фреона R – 12, неограниченно растворимого
с минеральным маслом, повлекло за собою создание холодильных установок,
в которых по контуру холодильной системы движется хладагент и компрессорное
масло при минимальном количестве (или полном отсутствии) приборов автоматики,
обеспечивающем, так называемую, динамическую смазку компрессора и ее контроль.
Движение этих компонентов можно представить в виде двух замкнутых кругов,
причем хладагент меняет свое агрегатное состояние, переходя из пара в
жидкость и обратно, а масло остается в жидком виде (см. рис.).
Конечно, если быть точными, нужно рассматривать и потоки масла, растворенного во
фреоне, и фреона, растворенного в масле. На участках трубопровода
(линии всасывания и нагнетания), где хладагент и масло имеют
разные агрегатные состояния (пар – жидкость), возможна задержка масла.
На практике вопрос возврата масла в компрессор (и его распределения между
компрессорами в централях) является очень важным, и специалисты очень
серьезно к нему относятся, опасаясь залегания масла в трубопроводах.
С завода - изготовителя холодильные агрегаты поставляется с компрессорами,
заполненными маслом. Как правило, на крупных установках этого количества масла
недостаточно, так как часть его растворяется в хладагенте и уносится в систему,
поэтому перед первым пуском в эксплуатацию масло следует долить, хотя избыток
рефрижераторного масла отрицательно влияет на работу компрессоров и теплообменников.
Общее количество масла, которое следует залить в систему, в значительной
мере зависит от хладагента и протяженности трубопроводов.
Ориентировочный объем масла, превышающий объем заполнения картера,
маслоотделителя и т.д. составляет ~ 3 - 5% от количества хладагента в системе.
Указанное ориентировочное значение верно для R 22 и минерального масла,
при использовании новых хладагентов со сложноэфирными маслами это количество равно ~ 2 - 4%.
|