Неожиданные результаты гидравлического удара
В.В. Шишов, главный инженер Группы компаний "Фармина",
(см. журнал "Холодильная техника" №7, 2009 г.)
Анализ причин выхода из строя холодильных компрессоров показывает, что первое место занимает влажный ход. Влажный ход и возможный гидравлический удар (ГУ) вызываются перезаправкой установки хладагентом, неправильной регулировкой перегрева в испарителе с помощью терморегулирующего вентиля и т.д. Поломки, вызванные ГУ, чаще всего непоправимы: в большинстве случаев требуется полная замена компрессора или, как минимум, серьезный ремонт.
В классических конструкциях поршневых компрессоров для защиты от ГУ некогда предусматривались ложные крышки с буферными пружинами, с помощью которых жидкая фаза хладагента, не прошедшая нагнетательные клапаны, сбрасывалась в нагнетательную полость. При частом срабатывании это вело к снижению надежности.
В современных конструкциях коммерческих поршневых компрессоров эти элементы отсутствуют.
Поэтому следует обратить внимание на участившиеся прорывы прокладок в головках цилиндров. При ГУ может разрушиться прокладка между полостью нагнетания и всасывания, что приводит к росту температуры нагнетания, снижению вязкости масла в поршневой группе и подшипниках, заклиниванию поршней, а затем к разрушению шатунов и всей группы движения. При вскрытии поступившего по рекламации компрессора не сразу очевидна первопричина поломки: на внутренних деталях видны цвета побежалости и пр. Появляется желание объяснить все неправильным возвратом и распределением масла. Внешние признаки при работе – высокие температуры газа и головки цилиндров - вводят в заблуждение механиков и они пробуют устранить эти явления различными способами*, кроме единственно правильного – остановки компрессора и его ремонта, если это еще возможно.
Наилучшая защита от влажного хода и ГУ – это установка на всасывающей линии перед компрессором отделителя жидкости, способного вместить в себя не менее 50…70% заправленного в систему хладагента. Известны случаи эксплуатации, когда настоятельно рекомендуется применение отделителя жидкости*.
Участившиеся аварии из – за прорыва прокладок заставляют вспомнить о необходимости защиты компрессоров от высокой температуры нагнетания. Для этого в головках цилиндров компрессоров Bock и Bitzer предусмотрены специальные места для установки защитных термостатов (дополнительная опция), связанных с электронными блоками защиты. Термостаты позволяют спасти компрессор от разрушения, заменив по результатам диагностики прокладку клапанных досок на новую.
Защитный термостат на компрессорах Bock связан с электронным блоком защиты MP10 или INT69VS. На более крупных моделях компрессоров серии HA/HG 4-7 рекомендуется использовать защитный термостат для каждой головки цилиндров.
* См. статьи на странице Главного инженера на сайте www.farmina.ru , опубликованные в журналах "Холодильная техника" №6/2006 г.и №8/2008 г., №5/2009 г.
|