ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  НОВОСТИ  КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ  ПРАЙС-ЛИСТ  СТРАНИЦА ГЛ. ИНЖЕНЕРА  ЗАПРОС  СЕМИНАРЫ  DOWNLOAD  ГАРАНТИЯ  ВАКАНСИИ  О НАС
СТАТЬЯ

Проблемы трудоустройства выпускников вузов

Канд. техн. наук Н.А. ЛАВРОВ, e-mail: lavrov@power.bmstu.ru
Канд. техн. наук В.В.ШИШОВ, e-mail: vv@shishov.net
МГТУ им. Н.Э.Баумана
(см. журнал "Холодильная техника" №10, 2012 г.)

Состояние вопроса

Рынок труда для выпускников вузов, готовящих специалистов в области холодильной техники, насчитывает несколько тысяч компаний в холодильной отрасли РФ и охватывает специализации: водоохлаждающие машины; оборудование для производства замороженных продуктов; компрессоры, насосы, КИП и автоматика; льдогенераторы; бытовые, промышленные и автомобильные кондиционеры; склады и камеры холодильные; теплоизоляционные материалы и конструкции; теплообменное оборудование; авторе¬фрижераторы; торговое и бытовое холодильное оборудование; технологическое холодильное оборудование; рабочие вещества, градирни, арматура.

Распределены эти компании по некоторым районам России следующим образом:*

Район РоссииЧисло фирм
Москва и Московская область1361
СПб. и Ленинградская область531
Свердловская область (г. Екатеринбург)228
Нижегородская область (г. Нижний Новгород)204
Ростовская область (г. Ростов-на-Дону)129
Челябинская область (г. Челябинск)132
Краснодарский край (г. Краснодар)133
Волгоградская область (г. Волгоград)127
Республика Татарстан (г. Казань)125
Самарская область (г. Самара)116
Итого:3086

Предприятия, связанные с криогенной техникой, общее число которых составляет около 100, распределены по специализациям следующим образом: жидкости и газы приблизительно 50 предприятий ("Балашихинский кислородный" завод, "Гелиймаш", "Гипрокислород", "Криогенмаш" и др.); криомедицина приблизительно 25 предприятий ("Волгоградэлектронмаш", "Бирюса", "Хладотехника" и др.); установки и оборудование ("Хладотехника", "Уралкриомаш", "Система" и др.) приблизительно 40 предприятий и т.д.

Приведенные данные демонстрируют неравенство потенциальных рынков труда для различных специалистов в области низкотемпературной техники, вследствие чего изначально закончившим вуз по специальности "Криогенная техника" труднее устроиться на работу, чем тем, кто получил специальность "Холодильная техника".

Кроме того, несоответствие уровня технической и психологической подготовки выпускников вузов современным условиям на рынке труда создает сложности при устройстве на работу.

В последнее время были отмечены изменения в требованиях работодателей к выпускникам вузов, которые выглядят сейчас следующим образом (рис.1):

  • опыт работы (86,6 %);
  • наличие высшего образования (80,4 %);
  • наличие нужных связей (70,5 %);
  • знания и трудовые навыки (60,4 %);
  • мотивация к дальнейшему обучению (57,4 %).

_____________________________________
*Справочник "Россия холодильная", 2009 г.

В идеале сегодня нанимаемый выпускник вуза должен быть специалистом с некоторым опытом работы и нужными связями. На момент приема его рабочие качества имеют второстепенное значение, но в дальнейшем встает задача его переучивания.

Факторы успеха при трудоустройстве (по мнению выпускников вузов) отличаются от требований работодателей (рис.2). По убывающей они распределяются так:

  • перспективная профессия (по мнению выпуск¬ников) на современном рынке труда;
  • наличие диплома о высшем образовании (достаточное основание для приемлемого трудоустройства);
  • социальный капитал (помощь друзей и родственников);
  • опыт работы;
  • личные качества.

По оценкам выпускников, наиболее востребованное работодателем качество – опыт работы находится лишь на четвертом месте.

Современная реальность вынуждает студентов жертвовать учебой (на последнем курсе практически полностью) для того, чтобы приобрести некоторый опыт работы. И это единственный способ соответствовать требованиям работодателя, поскольку иные возможности вхождения в профессию (практика на предприятиях, фирмах, учреждениях; участие в совместных проектах и т. д.) существуют лишь формально.

Сказанное выше вполне объясняет поведение студентов, которые на старших курсах приступают к работе на предприятиях по специальности. Так, в МГТУ им. Н.Э.Баумана на кафедре "Холодильная и криогенная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения" на 4-м курсе – это 10 %; обучающихся на 5-м курсе – уже 80 %, на 6-м – 90 %; после окончания МГТУ им. Н.Э. Баумана работают по специальности 95 % выпускников.

Вместе с тем имеется достаточно заметная группа молодых специалистов (преимущественно из числа закончивших ведущие вузы страны по востребованным специальностям), которые не искали работу, а, наоборот, получали приглашения от фирм. Таким образом, чем качественнее и востребованнее образование, тем больше у выпускника шансов попасть в поле зрения работодателей (но при этом не следует забывать, что повышенная востребованность может быть временной (юристы, менеджеры и др.) и относительно постоянной (холодильщик и др.).

Спрос на выпускников и студентов кафедры «Холодильная, криогенная техника, системы кондиционирования и жизнеобеспечения» МГТУ им. Н.Э. Баумана составляет 110 %. Основные организации (частные и государственные фирмы, НИИ, учебные вузы и т.д.), куда трудоустраиваются выпускники кафедры по полученной специальности, это: ОАО "Остров", НПО "Наука", ОАО "Криогенмаш", НПО "Гелиймаш", ОАО "Холодмаш", ГНУ ВНИХИ, "Аэроконд", "Фригодизайн", "ГЕА Грассо рефриджерейшн", "Альфа Лаваль", "Даичи", "Промхоло", "Хоневелл", "Лю-Вэ", "Эмерсон Климат Технолоджис", "СИАТ", "Русклимат", "Термо Трейд", "Аэрмек", "Эл Джи Электроникс", "Химхолодсервис", "АТЕК", "ЛантаВент", "Данфосс", "Простор Л", "Термокул", "Холтек", "Гюнтнер", "ОНДА", "Комфорт", "Занотти", "Митсубиси Электрик", "Митсубиси Хэви Индастри", "Джонсон Контролс", "Пятый сезон", "Трейн", "Бриз", "Прим Климат", "ИНРОСТ", "Кэрриер", "Бьюфорт", "ХАФИ", "Сиеста", Группа компаний "ФАРМИНА", "Олекс Холдинг" и др.

Во многих из этих фирм присутствие наших выпускников заметно: так, в ОАО "Остров" таких сотрудников –14, в "ГЕА Грассо рефриджерейшн" – 15, "Данфосс" и "Фармина" – по 4 и т.д.

В целом же в России ни качество образования, ни востребованность получаемой профессии не освобождают выпускников от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве – самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать. В подавляющем большинстве случаев информацию о потенциальном месте работы студенты получают от друзей, родственников, знакомых; почти половина выпускников черпает информацию в Интернете и СМИ. Практически не играют роли в решении информационных задач по проблемам трудоустройства организуемые службами занятости ярмарки вакансий и презентации фирм в вузах, а также общественные студенческие организации.

Общее соотношение при устройстве выпускников и студентов на работу таково: помогают штатные преподаватели кафедры – 50 %, сами студенты находят работу и помогают их друзья – 20 %; помогают выпускники, родственники и т.д. – 20 %; совместители – 10 %.

Одновременно наметилась тенденция запаздывания выхода молодежи на рынок труда: около 15 % выпускников вузов (в основном жители Москвы и крупных городов) через полгода после вручения диплома не работают, предпочитая "осмотреться".

Высокие материальные и статусные запросы выпускников могут быть удовлетворены переходом из низкооплачиваемых секторов рынка труда в секторы с высокой оплатой, например из научно-производственных отраслей в финансово-экономическую, сервисную, торговую, управленческую сферы.

Четверть выпускников стремятся получить второе высшее образование.

Около 10 % работающих студентов и выпускников в течение трех лет переходят из одной организации в другую. Из них 50 % делают это самостоятельно, 30 % – с помощью друзей, 20 % – по рекомендации преподавателей кафедры и совместителей.

Анализ планов выпускников по трудоустройству позволил условно их разделить на следующие группы:

  • полностью определившиеся с будущим местом работы (15 %);
  • частично определившиеся с будущим местом работы (61 %). Это основная масса выпускников, которые пока нечетко представляют, где хотят работать, но уже выделяют для себя некоторые приоритеты: хорошая зарплата, возможность карьерного роста, занятие частным бизнесом, работа в госструктуре;
  • не определившиеся с будущим местом работы (24 %).

Примечательно, что менее половины выпускников вузов планируют работать по полученной специальности. Оптимистично настроены в плане трудоустройства 50 %, остальные видят проблему в статусно-доходном несоответствии запросам.

Профессиональные цели выпускников:

  • прагматические: на первом месте материальное благополучие (92,3 %), далее – карьера (80,3 %), на последнем – повышение социального статуса (51,5 %);
  • творческие – стремление к самореализации (71,6 %);
  • нравственные – принести пользу обществу (25 %), добиться общественного признания (20 %) и известности (10 %).

Каждого второго выпускника при выборе места работы интересуют репутация компании на рынке труда и ее финансовое положение, предоставление социальных гарантий. Несмотря на высокую готовность к инициативному, активному поведению, выпускники демонстрируют понимание, что в условиях профессиональных отношений от них потребуются также дисциплинированность и исполнительность.

Пути решения проблемы

В устранении существующего несоответствия вузовской подготовки требованиям рынка труда должны на условиях равноправия участвовать обе стороны: работодатели и академическое сообщество, что должно быть соответствующим образом закреплено законодательно. В связи с этим должны быть разработаны соответствующие времени формы и институты сотрудничества образования и бизнеса.

Среди предполагаемых форм взаимодействия между работодателями и вузами можно отметить следующие:

  • прохождение практики на предприятии (в том числе и преддипломной);
  • лекции и мастер-классы представителей бизнеса в вузах;
  • знакомство представителей вузов с производственной деятельностью предприятия с целью дальнейшей корректировки существующих учебных курсов;
  • ярмарки вакансий, профессиональные форумы;
  • стажировки;
  • участие представителей бизнеса в оценке качества образования в вузе, вхождение их в состав попечительских советов учебных заведений и т.п.;
  • подготовка предприятием заявки в вузы на специалистов определенного профиля.

Однако жизнь свидетельствует о наличии барьеров на пути эффективного взаимодействия вузов и работодателей. Прежде всего это отсутствие обоюдного интереса к налаживанию взаимодействия, а также нормативно-правовой базы, регулирующей процесс взаимодействия и гарантирующей защиту средств, вложенных в подготовку необходимых кадров.

Интересно, что при существующих трудностях трудоустройства выпускников вузов по полученной специальности значительное число организаций всех секторов экономики испытывает серьезные проблемы с обновлением кадров. Найти квалифицированного специалиста – настоящая проблема, о чем говорят и растущие расходы на услуги рекрутинговых агентств. Сегодня до 20 % вакансий в Москве закрывают иногородние.

Кадровые агентства утверждают, что стране требуются грамотные инженерно-технические специалисты (нехватку "технарей" на данный момент испытывает 49 % промышленных предприятий). В машиностроении, информационных технологиях, в авиационной и космической отраслях ощущается дефицит этих кадров.

Но есть профессии, для которых предложение скоро превысит спрос (например, самый популярный на сегодня вид занятости – менеджер по продажам).

В рамках проведения мониторинга состояния рынка труда, в частности ожидаемого трудоустройства выпускников, Минобрнауки РФ регулярно запрашивает соответствующую информацию от региональных органов исполнительной власти.

В России ежегодно прогнозируется выпуск почти 1,5 млн специалистов очной формы обучения.

Предполагается, что будет обеспечена занятость 89 % выпускников вузов, 90 % выпускников техникумов и колледжей, 90 % выпускников профессиональных училищ и лицеев. При этом быть нетрудоустроенными в наибольшей степени рискуют выпускники по профессиям для сферы обслуживания, строительства, экономики и управления, гуманитарных наук, образования и педагогики, сельского и рыбного хозяйства.

Принят законопроект, позволяющий образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.

Одним из направлений содействия занятости молодежи является обучение безработных молодых людей основам предпринимательской деятельности.

В целях решения проблемы трудоустройства выпускников в МГТУ им. Н.Э. Баумана применяется автоматизированная система, позволяющая получать, обрабатывать и выдавать информацию о состоянии рынка труда и образовательных услуг. Эта система установлена практически в каждом вузе России, благодаря чему у выпускников есть возможность правильно оценить экономическую ситуацию в регионе.

Основными задачами центров занятости выпуск¬ников, существующих в ряде вузов, являются:

  • создание эффективной концепции системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;
  • создание банков данных рынков образовательных услуг;
  • создание системы информационной поддержки трудоустройства выпускников;
  • разработка научно обоснованной системы правовой, социальной и экономической защиты дипломированных специалистов.

Большие надежды на помощь в трудоустройстве возлагаются на Ассоциации выпускников кафедр вузов.

В рамках реализации международной программы TEMPUS PROMENG, связанной с Болонским процессом*, предполагается создание при вузах EML – office (лабораторий), помогающих выпускникам при поступлении на работу (правила составления резюме, создание института наставничества и т.д.).

Индивидуальный подход к проблеме трудоустройства выпускников профессионального образования, несомненно, повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

______________________________________________________________________________________
* Историческая справка. Болонский процесс (создание единого европейского пространства высшего образования) начался с 1999 г., когда в г. Болонья министры образования 29 стран Европы приняли декларацию "Зона европейского высшего образования" (в настоящее время процесс объединяет около 50 стран). В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие ВУЗы России, присоединившейся к процессу в 2003 г.

Выводы

  • К сожалению, профессиональные учебные заведения самоустранились от трудоустройства выпускников и играют в этом процессе незначительную роль, так как оценка работы кафедр не зависит от трудоустройства выпускников.
  • Главными трудностями при распределении молодых специалистов являются:
    • несоответствие планов выпуска специалистов и специализаций (составлены при социализме) современным условиям (на дворе – неокапитализм). Немалую дисгармонию вносят и сами вузы, создавая специализации ради престижа, не задумываясь о будущем выпускников (например, превращая общие кафедры в выпускающие специалистов и т.д.);
    • объективные причины, не зависящие от вузов и работодателей (например, экономические кризисы, жесткие требования ВТО и др.).
  • Порядок в трудоустройстве выпускников вузов требуется начинать наводить с четкого представления о настоящих и будущих потребностях госсектора в кадрах и с их соответствия плану приема студентов и выпуска специалистов вузами.
  • Необходимо обратить внимание на намечающиеся тенденции перехода от узкой специализации к универсализации, к гибкому выбору пути профессионального развития. Возросшая конкуренция выдвигает на первый план высокообразованных людей, способных работать по нескольким смежным специальностям.
  • Профессиональные учебные учреждения должны выпускать специалистов, овладевших двумя (желательно близкими) востребованными специализациями (например, специалист по холодильной технике и криогенщик или холодильщик и специалист по системам кондиционирования). Это позволит выпускникам менее болезненно приспосабливаться к требованиям современного рынка труда.

Мы ломаем копья по поводу унификации учебных программ (Болонский процесс), не задумываясь о востребованности на рынке труда специализаций вы¬пуск¬ников вузов.

Возникает вечный вопрос: "Так что же первично: курица или яйцо?"

Список литературы

1. Коваль С., Молочкова И. Профессиональные предпочтения выпускников современного ВУЗА.// "Служба занятости". 2010. № 2.

2. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда. //Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 8.

 ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  НОВОСТИ  КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ  ПРАЙС-ЛИСТ  СТРАНИЦА ГЛ. ИНЖЕНЕРА  ЗАПРОС  СЕМИНАРЫ  DOWNLOAD  ГАРАНТИЯ  ВАКАНСИИ  О НАС
   
Design: Odintsova E.